Изготовление пристани своими руками: выбор вида причальной конструкции и этапы монтажа

Граница воды и суши

Сегодня мы поговорим о пирсах и причалах – сооружениях, которые возводятся на винтовых сваях. Для начала несколько слов о том, как может использоваться пирс. Всё больше людей интересуются водными транспортными средствами: начиная от простейших весельных лодок и заканчивая достаточно серьёзными катерами, яхтами. Разумеется очевидный и правильный способ его использования – это обслуживание водного транспорта. То есть ваша лодка, катер, яхта нуждаются в хорошем, качественном причале, поэтому первый способ использования пирса – это, конечно, для водных транспортных средств. Разумеется, пирс можно использовать, как прекрасное место для отдыха, наслаждения природой, общения, семейных посиделок, приготовления шашлыков. Поэтому второе очевидное преимущество пирсов – это использование их в качестве семейной площадки для посиделок, для различного рода бесед, разговоров – одним словом, для отдыха у воды.

Пирс – это также отличное место для рыбалки. Если вы фанат рыбной ловли, у вас есть возможность обустроить рядом со своим домом отличный уголок рыбака, установив небольшой сундучок с рыболовными принадлежностями прямо на пирсе. И вы сможете наслаждаться рыбной ловлей в нескольких метрах от своего дома, делать это очень комфортно, удобно цивилизованно – согласитесь, это огромное преимущество пирсов. Кроме этого, пирс можно использовать для купания, поскольку вы имеете выход сразу на глубину. Большинство наших водоёмов и рек – поймите правильно – это не пляжи Тайланда или Италии, поэтому с подходом к воде везде есть определенные сложности: это камыш, ил, не очень хороший берег. А вот пирсы все эти проблемы решают: вы можете купаться рядом со своим домом на хорошей глубине, нырять с пирса, что в наших, достаточно мелких водоёмах с мелкими берегами, редко где возможно. Поэтому пирс – это отличное место не просто отдыха на воде, но и активного отдыха.

Не будем забывать, что пирс используется и зимой. Вы спросите, как? Да очень просто! Дело в том, что владельцы участков пользуются, в том числе, и снегоходами, и квадроциклами – подобными вещами – поэтому, погонять по льду озера, допустим, зимой на снегоходе, либо на квадроцикле прямо с пирса – это очень удобно, просто, надёжно. Расчистили снег, сложили необходимый инструмент, пару канистр бензина – и всё, у вас выходные отлично проходят.

Разумеется, хороший, добротный, качественно спроектированный, смонтированный пирс позволяет очень серьезно заниматься обустройством пространства. Подумайте сами. На него можно смонтировать сугубо утилитарные вещи, допустим такие вещи, как слип для лодки, для катера, лодочной лебёдки, различные причальные устройства, кучу различных рыболовных и хозяйственных приспособлений, коробов для хранения спортивного инвентаря, что-то для благоустройства: столики, стулья, зонтики – одним словом, превратить пирс в уютный, комфортабельный уголок для отдыха на воде. Поэтому современный, качественный, удобный и надёжный пирс – это ещё и очень сложное сооружение с инженерией, электропитанием, сигнальными огнями для водных транспортных средств, розетками, разъёмами для бортового питания различных транспортных средств, системами видеонаблюдения, видеокамерами, датчиками движения…

Таким образом, к проектированию и возведению пирса нужно подходить очень ответственно (разумеется, если вы не хотите потом переплачивать, в случае, если пирс унесёт куда-то в сторону Финляндии, и вам придется возводить новый – такие случаи бывали, серьезно).

Заказать строительство пирса или причала из древесно-полимерного композита можно на этом сайте.

Классификация причалов

Причальные сооружения делятся на грузовые и пассажирские, а первые, в свою очередь, подразделяются по виду грузов, которые они принимают. По своей конструкции причалы можно поделить на:

  • набережные;
  • пирсы;
  • рейдовые.

Причалы-набережные устраиваются вдоль береговой линии и являются ее продолжением. Если набережная представляет собой каменную или железобетонную стенку, вертикально спускающуюся в воду, то такое сооружение называется причальной стенкой. Когда у набережной есть выносная площадка на сваях, то говорят о причале с оторочкой.

Причал-пирс представляет собой протянутую в акваторию эстакаду или стенку.

Рейдовые причалы являются вынесенными в акваторию и связанными с берегом либо мостиком (пассажирские), либо трубопроводом (для танкеров).

По технологии строительства такие сооружения могут быть стационарными и плавучими (понтонными). Стационарный причал — это в той или иной степени капитальное сооружение, закрепленное на местности. В свою очередь, они бывают гравитационными, в виде сплошных стен, и эстакадными (на сваях). Плавучие причалы удерживаются на воде за счет закона Архимеда. Частный случай такого причала — дебаркадер.

Причалы должны быть оборудованы устройствами для безопасной швартовки. Их называют причальными пушками — именно за них с помощью швартовных концов суда крепят к пирсу или набережной. Для предохранения корпуса судна от повреждений при швартовке снаружи к причалу крепят кранцы, или причальные отбойники. Это могут быть мешки с мусором, старые покрышки или специально изготовленные резиновые изделия. Иногда ими оборудовано само судно.

Выбор типа и конструкции причала при строительстве зависит от:

  • типа и характеристик судов (вес, водоизмещение, назначение);
  • особенностей береговой линии;
  • характера дна водоема;
  • глубин и их перепадов.

Строительством причалов обычно занимаются специализированные организации мостостроительного профиля, и делается это вместе с постройкой порта, ведь само причальное сооружение тесно связано с терминалом, к которому оно относится.

Но существуют варианты и самостоятельного строительства причала. Согласитесь, мало кому из обычных граждан придет в голову разгружать у своего дачного участка контейнеровозы и заниматься судоремонтными работами. Не по всякой речке ходят круизные лайнеры и даже простые теплоходы. Максимум, что может заинтересовать живущего у озера или речки, — это куда ставить свой катер. Поэтому тема этого обзора — строительство причала для маломерных судов.

Щадящий способ устройства опоры

Этот способ рекомендуется для устройства мостков в искусственном пруду. Главное преимущество этого способа в том, что он не нарушает гидроизоляцию водоема. Кроме того, такая установка опор гораздо легче, чем обычное ввинчивание свай.

В чем заключается этот способ: на стадии гидроизоляции пруда сваи устанавливают в пластиковый контейнер, который заполняется бетоном; контейнер устанавливается на дне пруда поверх пленки. Несущие опоры конструкции на берегу при этом необходимо установить на фундаменте. Такая конструкция получится не менее прочной, чем мостки на винтовых сваях, и она исправно служит несколько десятков лет.

Для изготовления такой щадящей конструкции потребуются:

  • большие емкости из пластика (по количеству свай). Диаметр емкости должен быть больше ширины сваи в 8 или более раз;
  • сваи;
  • бетонный раствор;
  • защитная ткань;
  • тротуарные плиты;
  • водоизоляционная пленка;
  • состав для внутренней гидроизоляции бетона или водостойкий клей;
  • камни, чтобы задекорировать пруд вокруг сваи.

Порядок работы:

В тех местах, где планируются опоры, под пленку пруда нужно положить тротуарные плиты. Они должны быть надежно закреплены и устойчивы. На плитку постелить несколько слоев нетканого материала, чтобы не протерлась пленка.

Это важный этап. Прочная основа, которая выдержит вес бетона, обеспечит надежность всей конструкции.

  • На пленку тоже настелить несколько слоев ткани. По размеру они должны совсем немного превышать размеры плитки под пленкой. Это тоже нужно обязательно сделать, чтобы емкость с бетоном не перетерла пленку.
  • На ткань поставить пластиковую емкость. Она должна стоять точно по центру плитки!
  • Поставить сваю и зафиксировать ее в середине емкости.
  • Залить бетоном емкость со сваей, оставив сверху несколько сантиметров для слоя декорационных камней.
  • Оставить бетон на несколько дней для застывания.
  • Выполнить гидроизоляцию: или обработать бетон вокруг сваи гидроизоляционным составом, или приклеить прудовую пленку.
  • Дождаться полного высыхания, насыпать камни.

Трудность в этом процессе возникает обычно с замерами. Необходимо убедиться, что все опоры получились одинакового размера, установлены на одном уровне, что во всех емкостях (чаще всего хватает двух) бетон залит на одном уровне.

Когда бетон высохнет, можно закреплять несущие балки и завершать конструкцию мостков.

Какой должны быть высота и ширина лестничных ступеней

Удобство лестницы во многом определяется высотой и шириной ее ступенек. Рассчитать не сложно.

Определяем высоту ступенек

Подниматься и спускаться удобно, если ступенька имеет высоту, равную ¼ шага. Меньшая высота провоцирует желание шагнуть через 2 ступеньки, большая требует дополнительных усилий. И то, и другое утомительно.

Взрослый человек за 1 шаг преодолевает 70-80 сантиметров. Разделив эти показатели на 4, получаем высоту ступеньки примерно 17-20 сантиметров.

Определяем ширину ступенек

Приблизительный расчет: ширина лестничных ступеней должна равняться ½ шага человека. Теперь поточнее.

Для комфортной ходьбы по лестнице человек должен ставить на ступень 80-90% длины стопы. Длина стопы взрослого 25-30 сантиметров. 90% от этих показателей – 23-27 см. Добавляем несколько сантиметров, чтобы носок ноги при шаге не упирался в следующую ступень – получаем 27-32 сантиметра.

От ширины и высоты ступенек лестницы зависит градус ее наклона. Оптимально, если лестница имеет наклон 25-35 градусов. Тогда она не будет ни слишком крутой, ни слишком пологой.

Пирс на автомобильных покрышках

Причал, расположенный на опорах из автомобильных покрышек – долговечная конструкция, строительство которой не требует выполнения трудоемких операций по ввинчиванию или забиванию металлических свай.

Причал с опорами из автопокрышек грузового авто у меня 8 лет стоит. Между собой колёса были закреплены нержавеющими болтами с широкими шайбами. Внутрь засыпал песок, т. к. он все полости внутри покрышек заполняет, и конструкция становится монументальной. Через год добавил песок, т. к. со временем происходит его утрамбовывание и вымывание.

А вот какую конструкцию причала соорудил пользователь Alextr61 после рассмотрения всех возможных вариантов.

В его основе лежат тяжелые покрышки от 40-тонного автомобиля БелАЗ. И без того массивные покрышки автор конструкции дополнительно закрепил оцинкованными трубами и обложил камнями. Вот такой пирс получился у него в конечном итоге.

Порядок работы

Надежно закрепить опорные сваи на ширине 1,5 – 2 метра. Это оптимальная ширина: на такой мосток можно будет поставить шезлонг или кресло, а если мостки будут уже, будет тесно даже для рыболовного стульчика.

  • Мостки не должны быть особо длинными, в зависимости от задачи, ширины причала и глубины водоема их делают от полутора до пяти-семи метров длиной.
  • Опоры лучше делать из обработанных от коррозии винтовых металлических свай диаметром 10-15 см.

Уровнем и визуально проверить горизонтальное соответствие верхушек свай

Наклон допускается, но:– небольшой;– ТОЛЬКО в сторону берега – это важное правило безопасности. А так как прочность грунта и глубина водоема будут, скорее всего, разными в разных местах, сваи для опор нужно покупать с запасом по длине – какие-то из них, возможно, придется ввинчивать на большую глубину, чем остальные. Обвязать сваи стальными двутаврами или уголками с просверленными для крепления досок отверстиями, закрепить конструкцию сваркой. Настелить на каркас доски (толщина 3-4 см)Доски предварительно обработать – это продлит срок службы мостков.

Пирс на сваях

Рассмотрим конструкцию капитального причала, который делается на вертикальных сваях, ввинченных или забитых в дно водоема.

Если вы решили делать стационарный причал, настоящую пристань, то начинать работу следует в период зимних холодов. Точнее – в период зимних морозов, когда водоем покрыт толстым слоем льда. Именно стоя на льду, проще всего ввинчивать или вбивать сваи в дно водоема.

Зимой необходимо: пробурить лед, забить трубы, сварить металлическую раму, на раму уложить дощатый настил.

Сваи лучше всего использовать винтовые. Они меньше всего поддаются воздействию сил пучения. Учитывая, что на сваи будет опираться не слишком массивная конструкция причала, ввинтить их на достаточную глубину можно силами двух-трех человек, не прибегая к использованию специализированной техники.

Не надо технику. Крутить надо зимой, пробурив лунки. Края лунок помогут выдержать вертикальность по уровню, являясь дополнительной точкой опоры. Крутить надо минимум вдвоем, а лучше – втроем: двое крутят, третий с уровнем стоит. И вода в данном случае немного поможет. Это ведь не в сухую глину заворачивать.

Проанализировав практические рекомендации пользователей нашего портала, можно прийти к следующим выводам:

  • Свая должна входить в грунт не менее чем на 1,5…2 метра (если дно илистое, то этот параметр может достигать 4-х метров);
  • Сваи в обязательном порядке следует скрепить между собой горизонтальной обвязкой (иногда, для надежности, сваи оснащают металлическими раскосами);
  • Уровень поднятия свай относительно поверхности воды необходимо определить заранее;
  • Внутренности пустотелых свай желательно залить армированным бетоном, что значительно увеличит долговечность опор;
  • Деревянные элементы причала следует обработать защитными составами.

Обработку древесины следует производить антисептиками группы ССА. Их действия лет на 10-15 хватит точно.

Верхняя часть свай должна быть выше максимального уровня воды на 0,5–1 м. Определять этот уровень лучше весной – в период таяния снега.

Используя вышеперечисленные рекомендации, можно построить не только пирс, но и небольшой декоративный мостик, как это сделал один из наших пользователей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий