Непревзойденный Пьер Карден, изменивший мир моды

Легенда лицензирования

Мы привыкли связывать бренд Pierre Cardin с одеждой. Однако сам модельер ограничивать себя только классической модой не любил. Однажды он сказал: «Я дизайнер. Но я и бизнесмен». И эта фраза, действительно, нашла множество подтверждений.

Кажется, модельер просто чувствовал, что его имя будет приносить миллионы. Он вдруг стал подписывать лицензионные соглашения. Это сегодня бренды выпускают необычные вещи, чтобы удивить публику. А в то время практика была еще редкой. Под маркой Pierre Cardin стали выходить не только костюмы, но и парфюм, солнцезащитные очки, мебель и посуда. Даже боксерские шорты получили в свое время именитый логотип. Основатель бренда не стеснялся такого лицензионного бума. Он готов был и туалетную бумагу под именем бренда продавать, если бы такое предложение поступило. И очень хорошо, что не поступило!

Французский дизайнер родом из Италии

Большинство из нас считают Пьера Кардена исключительно французским модельером. Однако здесь же всплывает первый интересный факт – родился дизайнер в Италии, близ Венеции. Более того, его настоящее имя – Пьетро. Стилизованный вариант на французский манер появился позже – когда маэстро начинал свой дизайнерский путь.

Родители Пьетро были достаточно обеспеченными людьми. Они занимались торговлей вина, поэтому могли себе позволить чуть больше, чем большинство. Однако семье пришлось мигрировать из-за жесткого режима Муссолини. Во Франции будущему маэстро тогда было всего 2 года. Отец видел в нем архитектора, а он сам с раннего возраста интересовался одеждой и дизайном. Что, в конечном счете, и определило его деятельность в будущем.

Мужская мода

В современном мире моды наиболее успешными являются те модельеры, которые понимают, что «большинство мужчин обладают подсознательной тягой к фантазии, но сдерживают ее». Карден тоже понял и решил пойти навстречу этой тяге. Наиболее известными его работами, несомненно, остаются костюмы в стиле Space Age.

Но в Vogue считают, что именно Карден начал революцию в мире мужской моды, когда открыл свой бутик в нью-йоркском универмаге Bonwit Teller в 1966 году. Этому событию журнал посвятил целую статью. Стиль представленной в бутике одежды сам Карден описывал как «сексуальный, элегантно-пикантный, очень молодежный… покрой, добавляющий мужчине роста и юношеской свежести…»

Льняные брюки от Кардена, 1972 г. Фото: Courtesy Archives Pierre Cardin / Archives Pierre Cardin

В 1957 году Карден открыл свой первый магазин мужской одежды и назвал его Adam – в пару к бутику для женщин Eve. Демонстрируя свои костюмы публике, дизайнер порой сам выступал моделью. Однако для показа первой коллекции мужской одежды он набрал студентов Парижского университета.

Карден яростно отстаивал собственную независимость и столь же рьяно пропагандировал свободу для женщин и мужчин. «Юность податлива; возраст несгибаем. Мне нравятся линии, которые двигаются вместе с телом», – заявил он в 1958 году. Линейка галантерейных товаров его авторства придавала образу беззаботности и пришлась по вкусу покупателям.

В 1966 году, по данным Reuter’s, оборот мужской одежды от Кардена составил $26 млн – в шесть раз больше, чем от продажи женской одежды.

Хироко Мацумото и ее жених Генри Бергхауэр, директор бутиков Pierre Cardin, 1961 г. 

Качество изделий

Обувь от французского дизайнера является воплощением высокой моды и неповторимого качества. Все модели, выставленные в российских торговых точках масс-маркета, относятся к премиум-классу. Основными характеристиками изделий от «Пьер Карден» являются:

  1. Материал изготовления. Для создания шедевров обувного производства используются только натуральные материалы. Россияне могут выбрать модели из тончайшей кожи, нежной замши или дорогого текстиля, а также различных сочетаний материалов.
  2. Ортопедические свойства. Все модели дома «Пьер Карден» отличаются удобной колодкой, позволяющей российским дамам целый день проводить день на каблуках, не страшась боли и тяжести в ногах. Это обеспечивается любовью к деталям и соблюдением всех норм обувного производства. Например, расстояние между подошвой и каблуком в изделиях от Кардена всегда равно или больше 3 см. Это дает обуви высокую устойчивость, удобство и легкость шага.
  3. Сезонные особенности. В коллекции представлены летние, зимние и демисезонные модели. Все они прекрасно приспособлены к климатическим особенностям России. Зимой в них тепло и сухо, нескользящие протекторы обеспечивают идеальное сцепление даже на ледяной поверхности, при этом оставаясь мягкими и гибкими. Летняя обувь дышит, появление мозолей и натоптышей исключено, ноги не потеют. А демисезонные модели надежно предохраняют ноги от луж и повышенной влажности за счет качественных двойных швов и специальных пропиток.
  4. Цветовая палитра. Любовь Кардена к классике проявляется в излюбленной цветовой гамме. Белый, черный, серый и коричневый превалируют во всех коллекциях маэстро. Туфли, лоферы или сапоги известной марки удачно вольются в любой гардероб и подойдут к любому стилю одежды.
  5. Эстетика. Все модели от знаменитого кутюрье отличаются плавными линиями и утонченным дизайном. Все мужские коллекции выглядят солидно и презентабельно, а женские – очаровательно и нежно.
  6. Фурнитура. Каждая деталь, предназначенная украсить или придать функциональности изделию, прошла предварительный контроль и представляет собой образец высокого качества.

Биография

Родился Пьер Карден в многодетной, бедной семье. Его отец служил наемным солдатом, а потом стал заниматься виноделием. Шестому ребенку, которым был кутюрье, родители пророчили также путь винодела, но мальчик уже с детства мечтал создавать красивую и модную одежду. Он увлекался театром, восхищаясь красивыми костюмами артистов. Ему хотелось шить куклам всевозможные наряды, образы которых он мысленно себе представлял. Уже с детства Пьер Кутюрье знал, кем будет и повзрослев, уверенно шел к своей цели.

В 14 лет будущий модельер после переезда родителей во Францию нанялся работать помощником портного. Он упорно познавал все секреты создания одежды, интересовался разновидностями тканей, их фактурой и многим другим. Через 3 года, когда ему исполнилось 17 лет, Пьер отправляется в Виши, где устраивается в магазин мужской одежды. 

Проработав 6 лет портным, молодой человек уезжает в Париж — в город высокой моды. И здесь удача поворачивается к нему. Он попадает к таким знаменитым модельерам того времени, как Жанна Пакэн и Эльза Скьяпарелли. Его карьера стремительно растет. Спустя год он оставляет занятия портного и становится ведущим дизайнером у самого Кристиана Диора.

4 года он работал у знаменитого маэстро: набирался опыта, конструировал наряды. Но мечта будущего модельера — открыть свое дело. В 1950 году он решается отправиться в свободное плавание. Кристиан Диор, видя большой потенциал у молодого человека, с легкостью его отпускает. Он посоветовал будущему модельеру лишь одно, чтобы он продавал свои вещи дорого, ведь Пьер собирался выпускать эксклюзивную, а не фабричную одежду.

Свое маленькое, первое ателье Пьер Карден открывает в Париже на небольшой улочке между улицей Сент-Оноре и Большими бульварами. Спустя годы его легендарные коллеги откроют рядом свои первые магазины модной одежды.

Работа с Кристианом Диором

Как мы говорили выше, маэстро успешно представил разработанные костюмы для кинофильма «Красавица и чудовище». Режиссер фильма был настолько вдохновлен работой дизайнера, что заочно познакомил его с Кристианом Диором. Так началось непродолжительное, но очень полезное сотрудничество двух культовых модельеров. К слову, Кристиан Диор на тот момент был уже узнаваемым дизайнером, поэтому для Кардена это стало настоящей удачей.

В 1947 году вышла диоровская коллекция «New Look», в создании которой принимал участие и Пьер. Кристиан Диор был очень впечатлен работой своего нового помощника. Он даже сказал следующее: «Дизайнеры, как Пьер Карден – будущее высокой моды».

Показы моды

В 1954 году мастер представляет на всеобщее обозрение «платья-шары», которые имели всемирный успех.

В 1957 году он посещает Японию, где после показа одежды ему присваивают звание профессора японского колледжа моды и дизайна.

В 1966 году дизайнер посещает Нью-Йорк. Его коллекции вызывали восторг и признание, которые превзошли даже самые смелые ожидания кутюрье. Там же он открывает свой магазин » Пьера Кардена».

В 1979 году мастер выступал в Пекине. Он устроил грандиозное шоу своим коллекциям.

В 1986 году он заключает контракт с Россией по, и спустя время начинает производство готовой одежды.

В 1988 году выставляется в музее Sogetsu Kaikan, демонстрируя коллекции последних 30 лет.

В 1989 году он устраивает показ одежды в Лондоне в музее Виктории и Альберта. Он привозит мужские коллекции одежды, которые создал за 40 лет и женскую одежду, которую разработал за 30 лет.

В 1991 году проходит масштабное событие. Пьер Карден проводит показ своей одежды на Красной площади в Москве, где присутствовало 200 тысяч человек.

В 1995 году он проводит показ в честь своего 50-летнего юбилея.

Через 2 года он демонстрирует 8 коллекцию готовой одежды.

В 2002 году проходит его выставка в Токио и во Флоренции.

В 2010 году в Париже он снова представляет новую коллекцию готовой одежды.

Женская мода

Карден был всю жизнь влюблен в Азию. В 1979 году он провел модный показ для профессионалов в Пекине. Еще раньше, в 1961 году, он получил звание почетного профессора в японской профессиональной школе моды Bunka Fashion College.

В один из приездов он познакомился с моделью Хироко Мацумото. Позднее он говорил, что для него она является «воплощением чистоты, которой я больше ни у кого не встречал». Карден пригласил ее в Париж. Она стала музой модельера и первой японкой, получившей работу модели в модных домах (в ту пору мода не могла похвастать этническим разнообразием).

Приезд Мацумото вызвал небывалый интерес прессы. По словам одного из журналистов, модель «за один вечер в Париже снискала такой грандиозный успех, который раньше был известен лишь актрисам».

Жанна Моро на объявлении своей помолвки с Пьером Карденом, 1962 г. 

Кстати, об актрисах. Карден переманил к себе Жанну Моро из Chanel. Если верить слухам, звезда ушла к Кардену со словами: «Надо же мне как-то выбраться из этой униформы».

Успешный бизнесмен

После осуществления детской мечты (создания собственного модного дома) Карден стал успешным бизнесменом, все начинания которого всегда приносили ему большую прибыль.

Его Дом первым из ведущих модных Домов Европы смог выйти на мировой рынок, зайдя в разные страны со своей продукцией:

  • Японию;
  • США;
  • Россию.

Кроме одежды и модных аксессуаров он выпускал самые разнообразные вещи: зажигалки, часы с будильником и даже сковородки. Карден создал целую империю и стал одним из самых богатых людей Франции в XX веке.

Он стал единственным модным дизайнером, который получил контракт от НАСА для разработки костюмов астронавтов.

В конце XX века модельер скупал самую дорогую недвижимость Франции. Он был владельцем знаменитого ресторана «Максим», купил театр Café des Ambassadeurs, назвав его своим именем, и стал заниматься продюсированием театральных постановок.

Карден успешно продюсировал многих известных артистов, одной из его муз стала Майя Плесецкая.

Именно Пьер Карден продюсировал последний тур Марлен Дитрих в Париже.

За свою деятельность модельер был награжден большим количеством высоких наград, среди которых:

  • Орден Почетного легиона;
  • национальный Орден Франции «За заслуги»;
  • Орден искусств и литературы.

Модельер является владельцем всей дорогой недвижимости, расположенной в восьмом округе Парижа вокруг Елисейского дворца.

Когда к нам пришел авангард и как его можно охарактеризовать?

В 60-х годах прошлого века авангард стал уверенно вступать на модный подиум. Создателем этого стиля можно назвать Пьера Кардена – французского модельера, создавшего совершенно новую линию аксессуаров и одежды. Пьер не постеснялся удивить пришедших на показ людей странными прическами и макияжем, украшающем его моделей. В дальнейшем, приверженцы авангарда стали ориентироваться на его творения и гармонично вписывать предложенные элементы в собственные образы.

Ив-Сен-Лоран, Вивьен Вествуд и иные дизайнеры включили себя в число авангардистов и заставили поклонников моды полюбить этот неординарный и бунтарский стиль. Конечно, во многом он применим только к подиуму и актерским образам. Согласитесь, не каждая леди осмелится надеть на себя костюм, имитирующий огромное скопление змей или головной убор, напоминающий корзину, полную фруктов.

Авангард отличает крайняя экстравагантность, броскость и возможность отличаться среди других. В своих комплектах дизайнеры могут сочетать смешение самых неподходящих друг другу цветов и принтов, не терпящих соседства друг с другом детали гардероба, например, вечернего платья и кед. Нестандартным может быть покрой, и материал, из которого создано изделие. Как на счет платья из цветной бумаги или разноцветной фольги?

Авангард – это экзотичность и новаторство, непредсказуемость и безумие. В дословном переводе авангард означает «идущий вперед», а значит данный стиль футуристичен и всегда идет впереди своего времени, представляя в современности то, что сможет стать популярным лишь несколько лет или даже столетий спустя.

Терминологией авангард обязан военному искусству, где он означал часть войск, необходимую для устранения вражеских защитников. Это понятие приняли в свой речевой оборот художники, архитекторы, поэты, музыканты и прочие лица, род деятельности которых как-то связан и искусством. Авангард в любой сфере воспринимался как отрицание общепринятых в обществе канонов.

Еще одним элементом авангарда следует назвать гротеск, проявляющий себя в наличии зловещего и сатирического, контрастного, причудливого, драматического. В авангардном стиле одежды присутствует искажение реальности, впечатление нахождения в параллельном мире. Нередко в образах реализуются фантастические задумки модельеров, зачастую преувеличенные детали в виде огромнейших бус, пуговиц, замочков и прочих элементов. 

Авангардный стиль предполагает смешение стилей и позволяет быть на шаг впереди. Вспомните обложки модных журналов, и Вы поймете, что такой лук как деловой костюм-кеды-очки, некоторое время назад популярный среди молодежи, ничто иное как проявление авангардизма, представленного несколько лет назад.

С начала публика не понимала подобного наряда, однако спустя некоторое время мы не обращаем внимание на то, что стало для нас привычным. 

Личная жизнь

Маэстро имел нетрадиционную сексуальную ориентацию. У него не было жены и детей.

О своей личной жизни модельер распространялся очень мало. Пьер говорил о том, что в его жизни были не только мужчины, но и женщины, говоря о том, что он был свободным человеком. Известно, что единственной его любовью среди женщин была французская актриса Жана Моро, о которой он сам говорил, что она перевернула его жизнь. Их познакомила легендарная Шанель Коко. Карден признавался публично в том, что боготворил Жанну.

Их отношения длились 4 года, актриса стала настоящей музой модельера, перед которой он преклонялся. Многие окружающие считали ее женой модельера, но судьба распорядилась так, что они расстались. Пара хотела иметь детей, но Жанна не могла родить.

Сам маэстро говорил, единственное, о чем он сожалеет, что у него нет наследников. Пьер и Жанна расстались, но смогли сохранить теплые дружеские отношения.

Пьер Карден большую часть своей жизни общался со своим другом и помощником Андре Оливером, который был его партнером по бизнесу и любовником. В 1993 году он скончался в возрасте 61 года от СПИДа.

Космическая гонка

Карден – единственный «простой смертный», кому довелось примерить скафандр NASA (в Бруклинском музее очень удачно открывается выставка, посвященная пятидесятой годовщине первой высадки человека на Луну). Сесил Битон писал, что Карден явно принадлежал «к марсианской школе: его юные модели будто сошли со страниц научно-фантастических романов и готовы к любому приключению.

На головах у них защитные шлемы, противопожарные маски или кулинарные орудия. Силуэты напоминают грушу, торпеды или ракеты из легких ворсистых материалов. Таких легко представить в авангарде космических исследователей».

Костюмы из коллекции Cosmocorps и платья с «иллюминаторами» от Пьера Кардена, 1968 г. 

Парижская молодежно-музыкальная арена не была настолько развитой, как лондонская. По словам музейного куратора Памелы Голбин (Chicago Tribune, 2002 г.), «во Франции костюмы в стиле Space Age стали метафорой молодежи и будущего.

Это было оптимистичное послание о том, как можно стать современным человеком – нужно лишь надеть мини-юбку, брюки из эластичной ткани и, вообще, одежду, которая позволит тебе двигаться свободно».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий