Топливо, смазочные материалы и технические жидкости

Особенности автомасла 

В последнее время требования к смазкам повысились. Внедрение силовых передач дает возможность достигнуть наивысшей производительности. Благодаря этому уменьшаются расходы на использование машины. Купить оптом автомасла можно на сайте компании “МКСМ”.

Моторное масло позволяет сбалансировать функционирование двигателя, так как оно:

  • уменьшает трение запчастей, которые соприкасаются друг с другом;
  • устойчиво к сдвигам;
  • термостабильно;
  • защищено от амортизационного воздействия;
  • предотвращает возникновение коррозии со ржавчиной;
  • отлично прокачивается по всем системам машины.

Все эти свойства тракторного масла обеспечивают увеличенный эксплуатационный период сцепления, надежную работу гидравлики зимой и летом. Автоизготовитель должен заложить в свой нефтепродукт требуемые характеристики на этапе производства смазки.

Моторное масло, которое заливают в гидросистему, должно быть многофункциональным. Это позволит уменьшить шанс появления неисправностей.

Гидравлика бесперебойно функционирует благодаря фильтрационным свойствам моторного масла. Масляная жидкость уменьшает изнашивание и затраты на ТО, продлевает эксплуатационный период.

Типы и марки автомобильной смазки

В настоящее время рынок переполнен всевозможными смазочными материалами, в которых можно запросто запутаться. На самом деле не всё так сложно, как кажется с первого взгляда. Эксплуатационное свойство смазочного материала определяется видом загустителя, который является основой любой смазки. Оно, в принципе, и дает название самой смазке. Большинство их, предназначенных для уменьшения энергии трения, загущают мылами. Это соли жирных кислот различных металлов, при этом не обязательно, что соль будет обычная, она может быть и комплексной. Также их можно подразделить на несколько типов: кальциевое, литиевое, натриевое, алюминиевое и бариевое мыла. Кроме самого мыла, в качестве загустителя могут быть использованы и углеводороды, редко пигменты.

1. Кальциевая смазка

Этот тип по-другому называют солидолом. Они в настоящее время являются самыми востребованными и распространенными за счет своей относительной дешевизны и обладает удовлетворительными эксплуатационными характеристиками. Могут применяться как для консервации детали или изделия, так и в виде смазки, для меньшего трения, а вследствие и износа деталей.

К солидолам можно отнести и такую разновидность смазки, как графитовая, которая представляет собой грубую плотную мазь с серебристым оттенком. Категорически нельзя использовать для смазки деталей с высокой чистотой обработки.

2. Комплексная кальциевая смазка

Данная смазка, по сравнению с обычным солидолом более термически стабильна, но склонна к гигроскопичности и термоупрочнению. Хранить следует в плотно закрытой таре. К комплексной кальциевой смазке относятся униолы, внешним видом смахивающие на простой солидол.

3. Натриевая и натриево-кальциевая смазка

Область применения подобных видов не очень распространена, так как они не имеют стойкости к влаге — смываются и растворяются. Хотя обладают довольно высокой температурой плавления. Имеют склонность к термоупрочнению, поэтому не могут быть использованы в узлах автомобиля, где наблюдается повышенная температура, к примеру, ступицы передних колес в машине с дисковыми тормозами. Медленно, но верно вытесняются с рынка более современными видами.

4. Литиевая смазка

Данный вид начинает набирать всё большую популярность за счёт своих высоких эксплуатационных свойств. Приоритет среди литиевых смазок по праву отдан чудо-смазке под названием литол, которая является единым смазочным материалом для всех основных деталей и узлов автомобиля. Кроме этого, имеет очень хорошие консервационные свойства.

5. Бариевые и углеводородные смазки

Славятся тем, что имеют достаточно высокую водостойкость и отлично подходят для консервации деталей.

Все представленные смазки давно и прочно заняли свое место на полках магазинов автозапчастей

 

 

А так как смазыванию узлов и механизмов нужно уделять пристальное внимание, то точно такого же внимания требует и выбор подходящего вида смазки

 

ЦИАТИМ-221

Высокотемпературная комплексная кальциевая смазка ЦИАТИМ-221, изготавливается по ГОСТ 9433-80. Представляет собой мягкую однородную мазь гладкой структуры белого, светло-серого или светло-жёлтого цвета с максимальной температурой применения до 150 градусов Цельсия (кратковременно до 180оС). Обладает хорошими низкотемпературными свойствами и может использоваться при температурах до -50оС. Смазка не растворима в воде, однако гигроскопична – при поглощении воды из влажного воздуха склонна к уплотнению, что ухудшает её низкотемпературный свойства, поэтому требует хранения в герметичной таре. Смазка имеет плохие противоизносные свойства при трении скольжения и не рекомендуется для средне- и тяжелонагруженных подшипников скольжения, редукторов и направляющих, её применение также не целесообразно в агрессивных средах. Достаточно широко используется для смазывания резиновых уплотнительных колец пневматических и гидравлических цилиндров (в парах трения “резина – металл”). Смазку ЦИАТИМ-221 выбирают для работы в глубоком вакууме от 10-1 до 10-10 Па, где она обеспечивает работу мало- и средненагруженных подшипников при частотах вращения до нескольких тысяч и температурах до 150оС в течение 1000 часов. В этих же условиях при температуре 80оС и скорости вращения 2500 мин-1 сохраняет работоспособность в течение нескольких тысяч часов. При температуре 200 градусов Цельсия работоспособность смазки не превышает 170-380 минут.

 

Свойства

Основная функция пластичной смазки, хоть далеко и не единственная, заключается в снижении трения между поверхностями деталей, соприкасающихся между собой в процессе работы механизма. В этом смысле пластичная смазка похожа на масло.

Однако у пластичной смазки есть одна особенность — это принцип ее работы, основанный на свойствах загустителя впитывать базовое масло в состоянии покоя, и выделять его из своей структуры при механическом воздействии.

Когда пластичная смазка закладывается в узел трения, например в подшипник, на направляющую или какую-либо другую поверхность, то смазывает не сама пластичная смазка, а смазывает базовой масло, которое выступает из ее структуры. При работе узла, в который нанесена пластичная смазка, внутри него возникает механические нагрузки. Например, внутри подшипника при его вращении ролики или шарики прокатываются по телам качения, соответственно, смазка подвергается механическому воздействию.

Как следствие, загуститель расширяется и из его пор выделяется базовое масло, которое непосредственно смазывает поверхность. Как только подшипник перестает вращаться, загуститель снова впитывает в себя базовое масло.

Принцип действия загустителя похож на принцип действия губки, при надавливании на которую из ее структуры выступает вода, а если ее отпустить, то она снова впитает воду.

Свойства пластичных смазок

Рассмотрим наиболее важные свойства, которые часто используются при подборе консистентных смазок для механизмов.

Главный параметр – температура каплепадения

Чем она выше, тем дольше состав будет удерживаться на поверхности детали под нагрузкой.

 

 

Обратите внимание Любое масло при нагреве меняет вязкость: проще говоря, становится более жидким. Обратная сторона медали: высокотемпературная консистентная смазка может оказаться слишком густой в зимних условиях, и на проворачивание механизма придется затрачивать больше усилий.

 

Эффективная вязкость

Загустевший состав приобретает консистенцию парафина, и не формирует жидкую фазу в рабочей зоне. Например, неправильно подобранная смазка для велосипеда просто осыпается с цепной передачи на морозе, или скатывается в комочки.

 

Поэтому разработка формулы – это постоянный поиск компромисса. Эффективная вязкость – как раз определяет способность переходить в жидкое агрегатное состояние, и удерживаться на поверхности

Особенно важно сохранять стабильную консистенцию в негерметизированных узлах

 

Пенетрация

Это степень густоты в так называемом твердом агрегатном состоянии. Замеры производятся с помощью тарированного конуса, погружаемого в емкость со смазкой. В чистом виде этот параметр не важен, однако он определяет предел прочности слоя и его зависимость от температуры.

Параметры определяются составом, подробности на иллюстрации: Создание формулы происходит в соответствии с техническим заданием, которое представляет конкретный заказчик, или в целом диктует рынок.

Некоторые производители работают исключительно в содружестве с корпоративными потребителями (производители агрегатов, подшипников, автомобилей).

 

Силиконовая смазка

Силиконовая смазка обладает не только смазывающим, но и водоотталкивающим свойством. Предназначена для защиты от износа и восстановления эластичности резиновых деталей автомобиля. Чаще всего применяется для смазки дверных уплотнителей, но может применяться и в других местах. Например, для смазки дверных петель и замков, направляющих люков и стёкол стеклоподъёмников. Кроме этого силиконовой смазкой обрабатывают пластиковые и резиновые детали автомобиля для придания им красивого внешнего вида.

 

Виды консистентных смазок

  1. Базовая основа (минералка или синтетика) не сильно влияет на базовые свойства, она определяет качество и цену. Назначение зависит в основном от типа присадок, особенно – загустителя.
  2. Натриевые (также могут использоваться с кальцием). Умеренный температурный диапазон (70°C — 100°C). Недорогие в производстве, но разрушаются при воздействии воды.
  3. Литиевые имеют продолжительный срок службы, выдерживают большое давление в рабочей зоне. Так же зависимы от влажности.
  4. На основе силикона. Обладают хорошими антифрикционными свойствами. Кроме того, консистентная силиконовая смазка не смывается водой и может быть использована в качестве антикоррозийной защиты и защиты  резиновых уплотнителей.
  5. Алюминиевые особенно устойчивы к воздействию воды (и других жидкостей). Защищают металлические поверхности от окисления, работают в условиях термонагрузок.
  6. Консистентная смазка с тефлоном выдерживает температуры до 250°C. Практически не переходит в жидкое агрегатное состояние, оставляя на поверхности своеобразную антифрикционную пленку. Не проводит электрический ток.
  7. Полиуретановые смазки безвредны для человека, поэтому активно применяются в пищевой и медицинской промышленности. Имеют ограниченный срок службы, поскольку подвержены биологическому разложению.

Пенетрация

Пенетрация означает глубину погружения стандартного конуса (в 10-1 мм) в пластичную смазку за определенный период времени и при определенной температуре (рис. «Определение пенетрации» ). Чем мягче смазка, тем выше число пенетрации (DIN ISO 2137).

 

Полярные вещества

Диполи, адсорбирующиеся на металлической поверхности. Эта категория веществ включает простые и сложные эфиры, полигликоли и жирные кислоты.

Точка застывания

Точка застывания — температура, при которой предварительно нагретый и охлажденный с заданной скоростью смазочный материал продолжает течь (DIN ISO 3016).

PTFE

PTFE (политетрафторэтилен, тефлон) является термопластичной твердой смазкой с выдающимися характеристиками, особенно при очень низких скоростях скольжения (< 0,1 м/с). PTFE, однако, становится хрупким при температурах примерно 270 °С. Верхняя рабочая температура для использования составляет около 260 °С. Выше этого уровня, он разлагается на токсичные вещества.

Состав

В качестве базы используются масла. Разновидность базы определяет свойства конечного продукта и влияет на его стоимость. Масла могут быть:

  1. Минеральными. Они являются продуктами нефтепереработки и представляют собой смесь высокомолекулярных углеводородов.
  2. Синтетическими. Они, в свою очередь, также классифицируются на полиэфирные (РОЕ), углеводородные, изопарафиновые, полиальфаолефиновые (PAO), силиконовые, полиалкиленгликолевые (PAG), перфторполиэфирные (PFPE) и прочие виды. Синтетические составы имеют более низкую степень испаряемости, повышенные термоокислительные свойства, низкий коэффициент трения. Сложность получения и улучшенные характеристики обуславливают высокую стоимость синтетической базы.
  3. Растительного и животного происхождения. Их используют крайне редко по причине дороговизны и трудности получения.

База не станет пластичной без добавок в виде загустителей и присадок.

В зависимости от типа загустителя, консистентные смазки делятся на:

  1. Мыльные. Наиболее распространено применение кальциевого, алюминиевого, бариевого, натриевого или литиевого мыла. Чаще всего в составе встречается литиевое мыло. Его включение позволяет использовать покрытие при температуре до 150⁰С и делает материал более пластичным.
  1. Кальциевые комплексы позволяют получить смазки с отличными влагозащитными свойствами, но использовать их можно только при температуре до 55⁰С. Повышение температуры приводит к расслаиванию, потере механической стабильности.
  2. Натриевые комплексы улучшают термостойкость составов. При этом влагозащита остается на низком уровне.

Получить универсальную по эксплуатационным характеристикам смазку позволяет комбинирование дополнительных включений:

  1. Органические. Сюда входят сажи, полимочевина, пигментные и полимерные составы. Если промышленное оборудование используется в условиях повышенных температур (около 250 °С), защитить детали поможет именно органическая смазка.
  2. Неорганические. Загустителем в таких продуктах является силикагель, графит, бетонит, асбест. Составы отличаются высокой термостабильностью.
  3. Углеводородные. При их производстве применяются тугоплавкие углеводороды: церизин, синтетический воск, озокерит, петролатум и прочие. Они обладают широким диапазоном рабочих температур, проявляют стойкость при работе оборудования на высоких оборотах.

В паспорте промышленного оборудования часто встречаются рекомендации к использованию антифрикционных, канатных, уплотнительных или консервационных смазочных материалов. Они различаются областью применения:

  1. Антифрикционные целесообразно использовать в местах повышенного трения деталей. Ими обрабатывают поверхности сопряженных элементов.
  2. Консервационные — используются при остановке оборудования на длительный период для его защиты от коррозии.
  3. Уплотнительные смазки, компаунды необходимы для герметизации соединений трубопроводной арматуры. Уплотнители заполняют все неровности, максимально увеличивая поверхности соприкосновения изделий.
  4. Канатные — необходимы для предотвращения истирания металлических канатов, проволоки.

Срок службы смазки не вечен. При наступлении срока техобслуживания старое покрытие удаляется, а новое наносится с помощью шприца. Однако в ходе повторных обработок возникает проблема: старая смазка не устраняется полностью, смешивается с новым составом, и при неправильном подборе материалов может возникнуть их несовместимость.

Чтобы смазка выполняла свои функции, необходимо проверить ее на совместимость с новым составом. В этом поможет таблица:

Согласно таблице, продукты с содержанием церезина и парафина совместимы со всеми составами, а максимальную бдительность следует проявить при использовании составов со стеаратами лития и кальция.

Каждая консистентная смазка имеет ряд технических показателей, которые нужно учитыватьпри определении сферы применения.

Маркировка пластичных смазок

Маркировка пластичных смазок обозначается буквами в следующем порядке:

  1. Область применения:
    • У – универсальная;
    • И – индустриальная;
    • П – прокатная;
    • А – автотракторная;
    • Ж – железнодорожная;
  2. Наименование группы (для универсальных смазок):
    • Н – низкотемпературная;
    • С – среднеплавкая;
    • Т – тугоплавкая;
  3. Марка и специфические свойства:
    • М – морозостойкая;
    • В – влагостойкая;
    • З – защитная;
    • К – канатная.

Примеры маркировки:

  • смазка УНЗ (универсальная, низкоплавкая, защитная);
  • смазка УСС-1 (универсальная, среднеплавкая, синтетическая).

Основные характеристики разных видов смазочных материалов

Жидкие

Основными эксплуатационными характеристиками жидких смазочных материалов (масел и смазочно-охлаждающих жидкостей) являются:

 

маслянистость – способность создавать на контактирующих поверхностях разделительную пленку требуемой прочности; вязкость и плотность – от этих показателей зависит несущая способность смазывающей пленки (их значения необходимо учитывать при нормальной, максимальной и минимальной рабочей температуре); индекс вязкости – чем он выше, тем шире температурный диапазон их применения; термоокислительная стабильность – устойчивость к окислению при нагреве до максимальных рабочих температур; температуры застывания, воспламенения, вспышки – это важно для обеспечения легкости холодного пуска механизмов, пожаро- и взрывобезопасности производства; кислотное число – определяет антикоррозионные свойства.

 

 

 

Если масло или СОЖ используется в качестве охлаждающей среды, следует обращать особое внимание на теплоемкость – с ее увеличением возрастает эффективность охлаждения

 

Консистентные

К основным характеристикам консистентных смазочных материалов относятся:

  • вязкость – определяет возможность заправки смазки в узлы и механизмы, холодного пуска машин, потери мощности на трение;
  • предел прочности на сдвиг – наименьшая механическая нагрузка, при которой смазка начинает переходить из пластичного состояния в текучее;
  • температура каплепадения – минимальная температура, при которой смазка начинает переходить в жидкое состояние (определяется в момент падения первой капли);
  • число пенетрации – характеризует степень густоты смазки, от чего напрямую зависят ее вязкость, предел прочности на сдвиг и тиксотропные свойства.

Твердые

Основные требования, предъявляемые к твердым смазочным материалам:

  • малый коэффициент трения;
  • высокая адгезия к контактирующим поверхностям;
  • термичесая и термоокислительная устойчивость;
  • устойчивость к истиранию (определяется по времени работы пары трения до истирания смазывающего слоя).

Виды, назначение и классификация смазочных материалов

Смазочные материалы разделяют на виды по:

  • агрегатному состоянию – на жидкие, пластичные (консистентные), твердые, газообразные;
  • материалу основы – на минеральные, синтетические, полусинтетические, органические (животные и растительные);
  • назначению – на индустриальные, гидравлические, моторные, трансмиссионные, компрессорные и т.д.

Основными видами смазочных материалов, используемых в промышленности для обслуживания станков, являются жидкие и консистентные индустриальные смазки на базе минеральных масел.

Спектр автомобильных смазочных материалов гораздо шире (Рис.1). Кроме того, их дополнительно классифицируют по сезонности использования на летние, зимние и всесезонные.

Рис.1

Синтетические смазочные материалы для автомобилей стоят в 2 – 3 раза дороже минеральных, но имеют настолько высокие эксплуатационные показатели (Таблица 1), что владельцы автотранспорта массово переходят на их использование.

Таблица 1

Divinol HGB

Данное моторное масло достаточна вязкая, обеспечивает надежное функционирование гидравлики. Она способна защитить все детали в низкотемпературных условиях. Divinol HGB разработали для использования в сельском хозяйстве. Его льют в гидравлику, приводные системы. Оно не дает образовываться клейким, лаковым отложениям. Масло сохраняет собственные характеристики даже в условиях большой нагрузки на агрегаты.

Отличающееся от других нефтепродуктов автомасло Divinol HGB обладает такими свойствами:

  • расходуется очень медленно. Залив смазку, можно надолго забыть о ее замене;
  • отлично защищает моторные запчасти от изнашивания. Эксплуатационный период спецтехники значительно увеличивается;
  • превосходно моет двигатель, предотвращает появление нагарных и иных отложений;
  • сохраняет свою вязкость в жестких эксплуатационных условиях;
  • можно запускать двигатель внутреннего сгорания и не подогревать его перед этим. Это весьма актуально для России с ее суровыми зимами. Если не нагревать автомобильный двигатель перед каждым его включением, можно значительно сэкономить собственное время.

Что делать, если пенится масло? Качественная смазка практически не вспенивается. Если вы видите, что образуется очень много пены, значит, скорее всего, вы приобрели некачественный китайский продукт. К сожалению, в настоящее время подделки достаточно часто встречаются, особенно в РФ. Необходимо понимать, в чем заключаются их отличия от оригинальных нефтепродуктов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий