Этапы строительства
План возведения школьного комплекса состоит из нескольких составных частей.
Готовый проект школы и прилегающей территории
Важнейшими являются:
- выбор территории расположения;
- разработка проекта;
- определение его бюджета, который будет включать стоимость всех работ, материалов стройки;
- установка срока строительства с распределением по годам;
- подготовка архитектурно-конструкторской рабочей документации;
- согласование, утверждение проекта соответствующими инстанциями;
- план организации конкурса подрядчиков;
- непосредственное строительство.
Предпочтительно школьные здания возводить вблизи зелёных массивов, рядом со скверами, бульварами. Желательно, чтобы пути движения школьников на занятия не пересекались магистральными улицами с интенсивным движением автотранспорта. Учебно-жилой комплекс интерната со спальными помещениями строят в пригороде, или в тихой зоне города.
Компания “Valkoinen” valkoinen.ru/schools предлагает комплексное строительство детских садов, школ и административных зданий — от проектирования до ввода в эксплуатацию
Современный проект школы-интерната
План застройки должен в обязательном порядке предусматривать наличие территории озеленения, площадь которой должна равняться примерно половине всего участка.
Просто добавить осмысленности
Давайте посмотрим структуру затрат на школьное здание. Самая большая статья расходов — каркас: 50-60 процентов сметы. Внутренняя инженерия и отделка потребует 25-30 процентов бюджета. На мебель и оборудование обычно идет 10-15 затрат. И в частной, и в обычной школе затраты на каркас примерно одинаковы. Как и затраты на отделочные материалы, потому что они связаны с пожарными и санитарными нормами.
Поэтому строительство хорошей школы не означает строительство дорогой. Частные учебные заведения с большим финансированием могут позволить более дорогую мебель и более сложное оборудование, но радикально бюджеты не различаются.
Например, все привыкли строить одну столовую в школе. А почему бы не сделать пять? Или актовый зал. Он пустует, когда находится за отдельной стенкой. Представьте себе, что актовый зал становится большой площадью в центре школы. Туда люди приходят, им нравится сидеть, разговаривать, это же здорово!
Мы боремся с методическими кабинетами. Нам кажется, что в школе не должно быть много отдельных комнат, где учителя общаются по двое-трое. Мы стараемся сделать одну большую учительскую с хорошей переговорной зоной и местом для уединенной работы. «Раньше педагоги ходили в учительскую звонить или взять журнал, теперь же такой необходимости нет….» — рассказывают нам директора школ. И мы тоже считаем, что одно место для общения взрослых людей просто необходимо.
Лучше не значит дороже. Лучше значит осмысленнее!
Советы по улучшению качества среды в школьном здании:
1. Замените люминесцентные светильники на светодиодные, это позволит сократить затраты на электроэнергию и улучшить качество света.
2. Смонтируйте в санузлах и коридорах вместо выключателей света датчики присутствия, что позволит автоматически включать и выключать свет, по мере появления людей в помещении — экономия электроэнергии.
3. В ходе текущего летнего ремонта откажитесь от очередной покраски стен, применив более устойчивые отделочные материалы, не требующие постоянного обновления (закрыть нижний пояс стен керамической плиткой, линолеумом, панелями — эти материалы более устойчивы к повреждениям).
4. Напылите на потолок спортивного и обеденного зала звукопоглощающее покрытие, способное снизить уровень шума в большом и гулком помещении.
5. Организуйте зону ожидания родителей, вовлекая их в жизнь школы. Предлагаем взглянуть на выставку фотографий учащихся. На столе оставляем заготовки для снежинок, которые очень нужны для декорирования спектакля, приуроченному к Новому году; ожидающие родители могут помочь их нарезать. Кладем анкету, просим ее заполнить — эта информация поможет лучше понять, как устроена жизнь школьников и их родителей. Предлагаем зашить поврежденные мягкие игрушки (pop-up мастерская) и пр.
6. Заменяйте открытые гардеробные стеллажи на индивидуальные гардеробные локкеры. Закрыть их не на ключ, а на СКУД карту, по которой школьники заходят в школу, прикладывая к турникетам. Реже теряем ключи.
7. Применяйте технологии, позволяющие подключать проектор или интерактивную панель, LED экран беспроводным способом.
8. Приспосабливайте актовый зал и библиотеку под более разнообразные школьные занятия: урок иностранного языка, литературы, истории и пр. Смена обстановки всегда играет на руку педагогу, учащиеся более вовлечены и заинтересованы в новом окружении.
9. Увеличивайте число точек питания (не нарушая санитарные нормы), предоставив учащимся возможность обедать, завтракать в разное время, а не по жесткому расписанию (не забыть про микроволновую печь для еды, которую школьники приносят из дома, вендинговый аппарат со здоровой едой).
10. Организовывайте помещение учебных пособий, в котором можно хранить отсортированный инвентарь, время от времени забирая его в классы. Это позволит освободить учебные кабинеты от шкафов, высвободив место для групповой работы.
Больше цвета и меньше серости в современном строительстве школ
Если ХХ век штамповал школы-казармы, школы-заводы и даже школы-тюрьмы (спецшколы для неблагополучных детей), то с 60-х годов прошлого века начинается движение в сторону «очеловечивания». В 70-х уже строятся школы-университеты. А в начале XXI века к нам пришли школы-офисы, где ребенок превратился в маленького менеджера.
В течение последнего десятилетия школа активно пытается стать общественно-культурным пространством, где все меньше места для обучения и все больше — для коммуникации, получения культурного опыта.
Среди самых ярких тенденций — открытые общественные пространства (школа, наконец, выходит из темных школьных коридоров и тесных классов).
Мобильность — все вещи вокруг (и даже перегородки) трансформируются, постоянно «превращаются», прикидываются то одним, то другим.
Креативность — модно стало вместо стульев использовать пуфы, вместо неброских цветов — яркие и бросающиеся в глаза. Не редкость, когда школьные рекреации насыщены арт-объектами, изобилуют броскими дизайнерскими решениями.
Сами школьные здания, кажется, сошли с картин художников-авангардистов: сочные по цвету фасады, порой превращающиеся в целые картины.
Увлекшись новыми трендами, архитекторы кинулись без меры насыщать ими проекты новых школ и детских садиков. Правомерно ли это? Деловая программа выставки Build School стала площадкой для увлекательного разговора на эту тему.
Главный критерий в строительстве — красота?
«Генератор» идей в школьной архитектуре, руководитель архитектурного бюро «Проект-Реализация» Ольга Бумагина считает, что школа или детский садик должны быть в первую очередь красивыми.
Кстати, проекты бюро «Проект-Реализация» можно узнать сразу. Здесь активно работают с цветом. Причем «внедряют» на фасады качественное современное искусство — Казимира Малевича, Вадима Сидура. Во-первых, авангардная живопись легко туда «ложится». А во-вторых, дети воспитываются на хороших культурных образцах.
Школа должна вписываться в окружение, к этому в бюро относятся с особой тщательностью. Поэтому перед началом проектирования делают исследование расположенной рядом застройки: ее колористики (чтобы потом использовать эти цвета в проекте), форм (проект, вполне возможно, будет перекликаться с уже существующими зданиями), ландшафта (он может подсказать архитектурное решение).