Гайка для опалубки

Классификация

Всего запатентовано более 100 видов самоконтрящихся гаек. Их можно разделить на две большие группы:

  • с неметаллическим кольцом;
  • цельнометаллические.

Неметаллический вкладыш

Гайка самоконтрящаяся с нейлоновым кольцом (DIN 985 или DIN 982 — нанесен цинк) представляет собой обычный шестигранный метиз с плотно завальцованным в верхней части резьбы (чтобы не провернулось) полимерным кольцом (может быть черным, синим, белым). На вставке резьба заранее не нарезается. Появляется во время закручивания. Это позволяет создать необходимый натяг при стопорении резьбовой пары (за счет упругости нейлона). У таких гаек есть свои плюсы и минусы.

  • можно использовать много раз — после скручивания нейлон приобретает первоначальную форму;
  • накручивается на болт любой длины;
  • обеспечивает уплотнение соединения — не пропускает жидкости.
  • выдерживает температуру не более +120oС, в связи с чем не может применятся в двигателях;
  • растворяются в агрессивных химических растворах.

Цельнометаллические

Стопорящие свойства цельнометаллических гаек появляются благодаря частичной деформации их резьбы или создания дополнительного сцепления с соединяемой деталью с помощью фланца со специальными насечками.

Нарушение геометрии участка гаечной резьбы называется «обжатием». Выполняется после нарезки резьбы на специальном оборудовании в осевом или радиальном направлении, а так же под углом. В результате, для закручивания нужно приложить больше усилий. Естественно, и скрутить такую гайку просто не получится.

  • нужны большие усилия для срыва зажатой гайки;
  • не боятся высоких температур — выдерживают до +750oС;
  • можно использовать в средах с активными химическими веществами.
  • практически все варианты гаек одноразовые — срывается резьба;
  • нельзя накрутить на длинный болт — причина та же;
  • болт и гайка должны быть одинаковой твердости. В противном случае на более мягком металле резьбовое соединение не держит.

В линейке цельнометаллических гаек со свойством самостопорения наиболее популярны:

  • гайка самоконтрящаяся с шайбой. Ее еще называют резьбовой гайкой с вставкой из пружинной стали, которая обеспечивает надежность зажима за счет упругой деформации дополнительного кольца — показатели крутящего момента самые высокие среди этого класса метизных изделий (регулируются евростандартом ISO 2320). Отличается высокой прочностью, не боится коррозии и перепадов температур. В комбинации с фланцем шайба способна держать соединение в самых ответственных местах: самолеты, ракеты, двигатели внутреннего сгорания и т.д.
  • фланцевые (DIN 6923). Метизы изготавливаются из цельного металла. Держат резьбовое соединение за счет насечек на фланце. Могут быть с деформированными участками резьбы, что увеличивает прилагаемую силу при срыве;
  • с искаженным участком резьбы. Наиболее распространенный вид гайки с сильным крутящим моментом, возникающим из-за перекошенной в отдельных местах резьбы (сделано специально). За счет неправильно нарезанных витков обеспечивается устойчивость к вибрации резьбового соединения;
  • деформацией на элипс. Обычная гайка с двух сторон на станке обжимается, после чего теряет форму круга. Резьба при этом не нарушается. При закручивании овальная форма стремится принять прежнюю форму. Благодаря этому создается фиксирующее сжатие;
  • обжатые по торцу в трех точках. Контрящая часть гайки находится в верхней части. Деформации подвергаются 1-2 витка резьбы. Этого достаточно для надежного фрикционного соединения;
  • конусообразным воротником. Гайка выпускается с конусообразным буртиком меньшего диаметра — получают за счет обжатия в трех местах. В результате создается гибкая динамика стопорного момента — крутящий момент затухает в осевом направлении;
  • колпачковые с пластиковой вставкой (крепятся около колпачка). Встречаются редко, в основном в транспортных средствах. Чаще можно увидеть без нейлонового кольца. Имеют размеры от М5 до М16. Используются для защиты от протечек масла.

Самоконтрящаяся гайка — что это

Практически все механизмы работают в условиях вибрации, ветровых, динамических и ударных нагрузок. Даже детская коляска или конструктор подвергаются их воздействию. В результате простые резьбовые соединения раскручиваются.

Проблему устраняли или с помощью жесткого стопорения (шплинты, отгибные шайбы, проволока), или фрикционного соединения: контргайки, гровера, пружинные шайбы. Но это сложно, нетехнологично и в некотором роде некрасиво. Например, ехать на дорогом велосипеде с двумя гайками на каждой стороне заднего или переднего колеса.

Неожиданное решение было найдено в 30-х годах прошлого века в США: запатентована самостопорящаяся гайка, которая самостоятельно, без дополнительных креплений, держит соединение в условиях вибрации. Изобретатели и конструкторы на этом не остановились и запатентовали более 100 видов гайки-стопора.

В России такая гайка производится по ГОСТ (регулирует вес, размер резьбы, вид металла, защитное покрытие), за рубежом контроль за производством ведется с помощью евростандартов (DIN). А вот сила крутящего момента не указывается. Правда в Европе она оговаривается в ISO 2320.

Применение гайки стяжной для опалубки

Гайка стяжная по ссылке применяется для фиксирования щитов во избежание их деформации в процессе заливки раствора. От прочности гайки напрямую зависит результат работ, поскольку ей отведена роль опоры. Закручивают гайку, как правило, с помощью гаечного ключа или монтировки.

Гайка применяется с такими элементами опалубки, как:

  • стяжной винт;
  • шкворень;
  • анкерный стержень;
  • а также универсальные соединители.

При возведении монолитной опалубки широкое применение получила стяжная гайка. Гайка для опалубки используется при сооружении стен и фундаментов. В паре со стяжным болтом она обеспечивает устойчивость щитов опалубки в одном положении при заливке бетонным раствором. После демонтажа опалубочной системы изделие возможно использовать повторно. Гайка изготовлена методом литья из высокопрочного чугуна и хорошо выдерживает нагрузки в процессе эксплуатации.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий